Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
09.09.2016
Союз журналистов России и Центр защиты прав СМИ объявляет Второй конкурс « Большие победы маленьких людей». К участию ...

«Раб может восстать, холуй никогда»

Артур Васильев, социолог

22.10.2013

Главные редакторы, журналисты и медиаюристы собрались в Екатеринбурге на правовой семинар

14 и 15 октября в Екатеринбурге при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям состоялся юридический практикум «Правовая защита бизнеса печатных СМИ». Семинар, организованный Представительством ГИПП в Уральском федеральном округе, собрал более 50 участников: издателей, главных редакторов, журналистов и юристов 42 изданий Свердловской и Челябинской областей, Пермского края, Удмуртии, Бурятии. Вела практикум директор Центра защиты прав СМИ (г. Воронеж),  международный и российский эксперт в области информационного права Галина Арапова.

В течение 2-дневного тренинга слушатели познакомились с федеральными законами, изменениями в законодательстве о СМИ и смежных отраслях права, касающихся деятельности редакций и журналистов. Главной задачей тренинга было повышение юридической грамотности работников прессы, способности отстаивать свои интересы в судах, а также снижение рисков привлечения журналистов и издателей к юридической ответственности. Слушатели курса проработали ситуации из практики российских и зарубежных СМИ, разобрали судебные дела и прецеденты, попрактиковались в анализе журналистских текстов на предмет содержания в них опасных нарушений, способных повлечь за собой иски к редакции.

Большое время в программе семинара было отведено теме правового регулирования вопросов защиты чести, достоинства и деловой репутации (диффамации) в СМИ. Ежегодно в России предъявляется 4-4,5 тыс. исков о защите чести, достоинства и деловой репутации, и немалая часть из них — в адрес журналистов и СМИ. Чтобы не попасть в их число, необходимо досконально знать нюансы действующего законодательства, регулирующего эту сферу, судебную практику по делам о диффамации. Еще на этапе подготовки материала следует внимательно подходить к выбору темы и героя публикации, что само по себе может определять потенциальный уровень юридического риска для редакции. Самые большие претензии к прессе выдвигаются как раз в части ущемления чести и достоинства героев публикаций.

Действующее законодательство содержит огромное количество шлагбаумов, серьезно ограничивающих и осложняющих работу журналистов и редакций. И их число в последнее время только увеличивается. В ряду прочих законодательных новшеств  — возвращение в УК РФ уголовного преследования за клевету, поправки в Гражданский Кодекс об охране частной жизни гражданина, вступившие в силу с 1 октября 2013.

Таким образом, кроме привычного запрета порочащей лжи, например, при распространении сведений о несуществующей судимости, введено правило о защите граждан в случаях распространения о них ложной, но не порочащей их информации — так называемой «доброй лжи» о человеке. Новая норма об охране частной жизни запрещает не только распространение, но сбор и хранение любой информации о частной жизни гражданина без его согласия. Расставлены довольно жесткие рамки, что можно, а чего нельзя писать о гражданах: под запретом, в частности, публикация сведений о происхождении, месте пребывания или жительства гражданина, о личной и семейной жизни. Исключение — публикация подобных сведений «защиту общественного интереса». Но отсутствие определения этого термина в законе и определение границ «общественного  интереса» полностью на усмотрение судьи также вселяют опасения. Неясность формулировок может привести к тому, что публикация практически любого материала может быть признана нарушением закона и вызвать судебный иск к газете, считают медиаюристы. Изменения в законодательстве напрямую затронут работу журналистов и редакций СМИ уже в ближайшее время. Так, негативное влияние на прессу может оказать норма, предполагающая изъятие и уничтожение тиражей печатных изданий, содержащих информацию, нарушающую частную жизнь гражданина. А это уже прямая угроза бизнесу того или иного СМИ. Нет гарантий, что новый закон не будет трактоваться расширительно и в случае соцсетей, интернет-СМИ и т. д.

Участники юридического практикума под руководством Галины Араповой подробно и на конкретных примерах разобрали ситуации, в которых главный редактор и журналист освобождаются от ответственности за распространение не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций сведений. В режиме тренинга были проработаны способы правильного цитирования ньюсмейкеров и дословного воспроизведения высказываний в журналистских материалах.

Отдельно была рассмотрена практика, связанная с размещением изображений и фото в СМИ. Галина Арапова объяснила, в каких случаях СМИ требуется разрешение гражданина на распространение его изображения, какая ответственность предусмотрена за нарушение этих прав, чем может быть ограничено право на изображение и когда можно использовать изображение гражданина в публикациях без получения его предварительного согласия.

У участников тренинга было много вопросов по правоприменительной практике, заинтересованное обсуждение вызывала каждая тема, рассмотренная на семинаре.

Программу тренинга можно посмотреть здесь

 

Источник: "Гильдия издателей периодической печати"