Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
09.09.2016
Союз журналистов России и Центр защиты прав СМИ объявляет Второй конкурс « Большие победы маленьких людей». К участию ...

«Народ нервничает: что-то давно ничем не награждали президента»

Владимир Калечицкий, журналист

19.02.2015

Суд привлек издателя газеты The New York Times в качестве ответчика по иску главы РЖД

В декабре 2014 года Владимир Якунин подал иск о защите чести и достоинства против американского издания The New York Times. Он полагает, что журналисты газеты нарушили собственные стандарты этики, стало известно сегодня 
 

Президент ОАО «Российские железные дороги» Владимир Якунин подал иск о защите чести и достоинства против американской газеты The New York Times в конце прошлого года. В четверг в Пресненском суде состоялось первое слушание по существу дела, следующее заседание назначено на 3 марта, сообщил РБК адвокат Якунина Алексей Мельников.

Иск был подан 23 декабря 2014 года, следует из информации, доступной на сайте суда. По мнению истца, журналисты The New York Times нарушили ряд собственных этических принципов при подготовке статьи, в которой упоминается глава РЖД. Об этом свидетельствуют письменные пояснения стороны истца, предоставленные в суде (копия есть у РБК).

Основанием для иска стала апрельская статья The New York Times – Sanctions Revive Search for Secret Putin Fortune («Санкции оживили поиск тайных богатств Путина») авторства Питера Бейкера. «Публикация <...> в целом представляет совокупность мнений, утверждений и комментариев о предполагаемом наличии и происхождении якобы «огромного богатства» Владимира Путина», – заявили представители истца суду. По их мнению, журналисты нарушили ряд принципов, прописанных в основных документах NYT, регулирующих этические и профессиональные принципы работы издания.

 

Подозрительные источники

Всего сторона Якунина выделяет в статье 24 источника информации, на которые ссылается Бейкер, в их числе, например, пресс-релиз Министерства финансов США, комментарии бывшего финансового директора ЮКОСа Брюса Мизамора, сотрудника Brooking Institute – соавтора книги «Мистер Путин. Оперативник в Кремле» Фионы Хилл, доклад Бориса Немцова от 2013 года. Помимо этого в списке выделены анонимные источники – конгрессмены, официальные лица, чиновник Минфина США и т.д. Таких источников – девять, и они не могут быть признаны заслуживающими доверия, считает сторона истца.

Одна из основных претензий адвоката Якунина связана с информацией, которая в статье NYT приводится со ссылкой на указанные дипломатические депеши, обнародованные сайтом WikiLeaks. В частности, в материале говорится, что один из топ-менеджеров General Electric в Восточной Европе в частной беседе рассказал кому-то из американских дипломатов, что президент РЖД якобы «выплачивал Путину значительные суммы наличными». Этот топ-менеджер предполагал, что состояние российского президента превышает $10 млрд. 

 Адвокат Якунина считает, что отсылка к WikiLeaks ставит под сомнение этичность всей публикации NYT, поскольку информация, опубликованная на ресурсе, «была получена третьими лицами путем взлома электронной почты, либо баз данных». Это противоречит «Справочнику по ценностям и практическим действиям для новостных и редакционных отделов» NYT, который запрещает похищать данные, документы и иным противозаконным образом добывать информацию, заявляет адвокат.

При этом в выдержке из справочника NYT, которую приводит юрист, не говорится о том, что журналисты не могут использовать информацию, обнародованную в результате незаконных действий третьих сторон.

 

«Глубокоуважаемое издание»

«Нам кажется, что если бы журналисты NYT исполнили свои собственные этические и профессиональные стандарты в отношении информации, касающейся Владимира Якунина, а может быть, и Владимира Путина, то эта статья вообще бы никогда не была опубликована», – заметил адвокат Якунина Алексей Мельников в разговоре с РБК.

Представитель ответчика в четверг заявила в суде, что ни представительства, ни филиала газеты в России не зарегистрировано, есть только собственный корреспондент, который не может нести юридическую ответственность, сообщает ТАСС. Тем не менее сотрудник московского бюро NYT еще в январе в разговоре с РБК указывал, что московский офис газеты работает уже более 60 лет. Шеф бюро NYT в Москве Нил Макфаркьюэр запрос РБК о комментарии перенаправил юристам издания, которые пока не ответили.

Представитель ответчика также указывала, что иск должен быть заявлен к редакции газеты, а также к выпускающей ее компании New York Times, которые находятся в США. По ее словам, между Россией и США не подписано соглашение о правовой помощи в гражданском судопроизводстве, поэтому решения российского суда вряд ли будут исполнены.

В самой The New York Times РБК подтвердили, что будут принимать участие в процессе, несмотря на то что он проходит в России. «Мы получили уведомление [об иске] и намерены защищаться против него», – сообщила РБК вице-президент The New York Times по коммуникациям Эйлин Мерфи. Однако адвокат Якунина настаивает, что иск не только подан в соответствии с российским законодательством, которое позволяет подать иск о защите чести и деловой репутации против иностранного лица по месту жительства истца, то есть в России, но и рассчитывает, что NYT добровольно исполнит решение российского суда, каким бы оно ни было. «Мы с большим уважением относимся к NYT и истории издания и рассчитываем, что они, следуя своим этическим стандартам, добровольно опубликуют опровержение, если таковым будет решение суда», – пояснил Мельников РБК.

Якунин требует опровергнуть утверждение издания о том, что он нарушает законодательство РФ, отмечает адвокат. Помимо публикации опровержения в NYT истец требует опубликовать опровержение в ее совместных изданиях с немецкой газетой Suddeutsche Zietung и австрийской Der Standard, где была перепечатана статья.

Если речь зайдет о принудительном исполнении судебного решения, это также возможно, заметил Мельников. «В США это будет сделать сложнее, в Европе – ​попроще, но, надеемся, до этого не дойдет», – сказал он.

 

Источник: "РБК"