Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
28.09.2017
В рамках мероприятия участники дискуссии расскажут об изменениях закона для СМИ за последние пару лет. 

«Хорошие законы у нас не работают, а плохие действуют, но только на нервы»

Анатолий Рас, писатель

14.08.2013

Следственный комитет России хочет улучшить раскрываемость преступлений против журналистов

Документ, представленный главой СКР А.Бастрыкиным, может оказаться формальностью, имитирующей эффективную деятельность. 

Ниже мы приводим текст документа.

О дополнительных мерах по организации расследования уголовных дел о преступлениях, совершенных в отношении журналистов


В целях совершенствования организации расследования преступных посягательств на журналистов, руководствуясь статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 «О Следственном комитете Российской Федерации» и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации»,

О Б Я З Ы В А Ю:


1. Руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета Российской Федерации (далее – Следственный комитет) по субъектам Российской Федерации, приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов:

1.1. Обеспечить в подчиненных следственных органах надлежащий контроль за рассмотрением сообщений о преступлениях, совершенных в отношении журналистов, и расследованием уголовных дел данной категории. Регулярно проверять законность и обоснованность принятых по ним процессуальных решений.
Срок исполнения: постоянно.

1.2. Обеспечить эффективное межведомственное взаимодействие с органами МВД России, ФСБ России и прокуратуры по вопросам расследования и раскрытия преступлений, совершенных в отношении журналистов. Организовать регулярный обмен информацией об угрозах безопасности представителей средств массовой информации. Осуществлять надлежащее взаимодействие со средствами массовой информации и представителями журналистского сообщества.
Срок исполнения: постоянно.

1.3. Информацию о мерах по совершенствованию работы по рассмот-рению сообщений о преступлениях, совершенных в отношении журналистов, и расследованию уголовных дел данной категории, повышению эффективности межведомственного взаимодействия отражать отдельным разделом в докладных записках об итогах работы за полугодие и за год.
Срок исполнения: постоянно.

1.4. Провести анализ работы по рассмотрению сообщений о преступлениях, совершенных в отношении журналистов, и расследованию уголовных дел данной категории за 2011–2012 гг. и I квартал 2013 г.

Докладные записки о результатах проведенного анализа направить в Главное управление процессуального контроля к 20 апреля 2013 г.

2. Руководителя Главного управления процессуального контроля (Мажаев А.В.):
обобщить докладные записки следственных органов Следственного комитета о работе по рассмотрению сообщений о преступлениях, совершенных в отношении журналистов, и расследованию уголовных дел данной категории.
Информационно-аналитическую справку по результатам проведенного обобщения направить в Главное организационно-инспекторское управление к 30 апреля 2013 г.

3. Руководителя управления взаимодействия со средствами массовой информации (Маркин В.И.):
принять дополнительные меры к организации взаимодействия со средствами массовой информации и представителями журналистского сообщества по вопросам расследования и раскрытия преступлений, совершенных в отношении журналистов. Подготовить рекомендации по организации данной работы в следственных органах Следственного комитета.
Информацию о принятых мерах направить в Главное организационно-инспекторское управление к 30 апреля 2013 г.

4. И.о. руководителя управления международно-правового сотрудничества (Михайлов О.Ю.):
подготовить предложения по выработке консолидированной позиции по вопросам обеспечения безопасности журналистов для ее скоординированного продвижения в соответствующих международных организациях (ООН, ЮНЕСКО, ОБСЕ, Совет Европы и др.) и направить их в Главное организационно-инспекторское управление к 30 апреля 2013 г.

5. Руководителя Главного организационно-инспекторского управления (Коротков А.П.):
с учетом полученных сведений и материалов подготовить информацию об исполнении поручения Президента Российской Федерации от 11.02.2013 по вопросу обеспечения безопасности журналистов и усилению контроля за расследованием совершенных против них преступлений, в том числе предложения о целесообразности внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации.

6. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей и Главное организационно-инспекторское управление.

Председатель Следственного комитета Российской Федерации генерал-полковник юстиции
А.И. Бастрыкин 

Появление документа комментирует директор Центра защиты прав СМИ Галина Арапова:

- Неудивительно, что подобного рода документы не привлекают внимания со стороны общества. Они написаны общими словами и содержат призывы не к реальным действиям, а к очередному  бумаготворчеству. На практике мы видим, что эффективность расследования нападений на журналистов в последние пятнадцать лет стремится к нулю. Особенно смешно читать в этом документе о необходимости  сотрудничества при расследовании убийств журналистов с международными организациями. При чем здесь ЮНЕСКО, которая занимается охраной мирового культурного наследия? Как может здесь помочь Совет Европы, если расследование  преступления – внутреннее дело страны?  При этом государство на фоне этих пустых деклараций в последнее время сильно прессингует журналистов, и Следственный комитет сам нередко участвует в этом. Можно вспомнить хотя бы «вывоз в лес» господином Бастрыкиным заместителя главного редактора «Новой газеты» Сергея Соколова.