Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
28.09.2017
В рамках мероприятия участники дискуссии расскажут об изменениях закона для СМИ за последние пару лет. 

«Правосудие служит закону, но не всегда закон — правосудию»

Веселин Георгиев, драматург

05.08.2013

НТВ добивается эксклюзивного права "говорить и показывать"

На медиарынке развернулась борьба за популярные позывные Гостелерадио СССР "Говорит и показывает". НТВ добивается в суде прекращения правовой охраны соответствующего товарного знака, принадлежащего ООО "Студия прямых продаж" депутата Госдумы от ЛДПР Валерия Селезнева. Депутат собирался его использовать "для продвижения брендов ЛДПР в политических кампаниях". Рыночная стоимость раскрученного слогана может доходить до сотен тысяч долларов, отмечают эксперты.

НТВ обратилось с иском к OOO "Студия прямых продаж" в открывшийся 3 июля суд по интеллектуальным правам (СИП). Как следует из материалов дела, телекомпания требует досрочного прекращения правовой охраны зарегистрированного ответчиком товарного знака "Говорит и показывает". Его родоначальником было Гостелерадио СССР, передававшее важные новости с позывными "Говорит и показывает Москва" и издававшее газету с программой передач под тем же названием. В 2002-2003 годах бренд освежила группа "Пикник", выпустив песню "Говорит и показывает" и записав одноименный альбом. Права на название музыканты оформлять не стали, и словосочетание приватизировал Валерий Селезнев — ныне депутат Госдумы от ЛДПР, первый зампред думского комитета по вопросам собственности. Заявку на товарный знак подала в Роспатент в 2003 году его "Студия прямых продаж", в 2006 году он был зарегистрирован, в том числе для использования на радио и ТВ. 

НТВ комментировать иск "до вынесения судом решения" отказалось, однако обязательная для рассмотрения спора заинтересованность истца очевидна: компания претендует на этот бренд, поскольку с 2011 года выпускает в эфир собственное ежедневное ток-шоу "Говорим и показываем". Программа выходит под слоганом "Пусть все говорят, а на НТВ будут говорить и показывать". 

Валерий Селезнев заявил "Ъ", что его бизнес с 2007 года находится в доверительном управлении, отметив, что "считает провокационным обращение НТВ в суд без попытки договориться с его доверительным управляющим". По словам депутата, расставаться со своей интеллектуальной собственностью он не собирается. Примеры использования своего товарного знака соратник Владимира Жириновского называть не стал, сообщив, что регистрировал его "для продвижения брендов ЛДПР в политических кампаниях" и намерен его использовать на будущих федеральных выборах. Согласно реестру Роспатента, права на это у депутата истекут 31 октября 2013 года, однако, если суд отклонит иск НТВ, в течение шести месяцев срок действия регистрации бренда может быть продлен. 

Требования НТВ могут быть полностью или частично удовлетворены, если владелец товарного знака не докажет в суде, что он использовал его в последние три года (отдельно по каждому профилю, указанному при регистрации). "Объем и частота такого использования законом не регламентируются, на практике достаточно даже одного подтвержденного факта,— пояснил "Ъ" партнер юридической фирмы Dentons Виктор Наумов.— При этом сам владелец бренда может предъявить претензии к нарушителям его прав, если они без его разрешения использовали в последние три года не только тождественное, но и незначительно измененное словосочетание". Напомним, в 2010 году НТВ не стало доводить дело до суда и урегулировало спор с авторами телепрограммы "Музыкальный ринг" Владимиром и Тамарой Максимовыми, обвинившими НТВ в выпуске контрафакта в связи с выходом в эфир "Музыкального ринга НТВ". Стоимость сделки не разглашалась. На практике рыночная стоимость приобретения прав на раскрученный бренд может доходить до сотен тысяч долларов, а компенсация за незаконное использование по решению суда — до нескольких миллионов рублей, отметил господин Наумов. 

По словам Валерия Селезнева, его компания к НТВ претензий пока не предъявляла. По данным "Ъ", похожие бренды кроме НТВ использовали и другие СМИ. Например, "Пятый канал" в 2009 году запатентовал товарный знак "Говорит и показывает страна", а недавно подал в Роспатент заявку на регистрацию названия фильма "Говорит и показывает Ленинград". Но в 2007 году телекомпания выпускала информационно-аналитическое шоу "Говорит и показывает Петербург", не оформив права на название, также как и "ТВ Центр", в эфир которого в мае этого года вышло шесть выпусков программы "Говорит и показывает Москва". Еще шесть СМИ с аналогичным или похожим названием зарегистрированы в реестре Роскомнадзора. "Не исключено, что НТВ затеяло судебный процесс на случай более серьезных споров с конкурентами",— считает адвокат Вадим Усков. 
                                                                                                                                                               Источник: "Коммерсантъ"