Судя по новой стратегии развития российского информационного общества, которая была опубликована 10 мая, российский интернет и СМИ ждет дальнейшее урегулирование, ликвидация анонимности, обособление и повышенная духовность и нравственность.
Новая стратегия развития сменила принятую еще в 2008 году. Строго говоря, смены она требовала еще в 2015 году — именно тогда должны были быть проверены контрольные значения показателей развития. Однако документ задержался на полтора года и сильно вырос в объемах и конкретике. Если предыдущая стратегия была короткой, во многом состояла из обтекаемых формулировок и была направлена в большей степени на телевидение, чем на интернет, то документ 2017 года насыщен конкретной терминологией и довольно конкретными планами.
Скрепы без фальсификаций
Кроме ожидаемых пунктов о развитии онлайн-образования, онлайн-медицины, создании единой инфраструктуры электронного правительства и Национальной электронной библиотеки, значительное внимание уделено обеспечению “приоритета российских духовно-нравственных ценностей”.
В тексте 2008 года тоже упоминается “укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании”, но вскользь и только вместе с “развитием системы культурного и гуманитарного просвещения”.
В 2017 году же среди целей формирования информационного пространства первое место занимает пункт о мероприятиях “в области духовно-нравственного воспитания граждан”. Дальше стратегия предписывает “сформировать безопасную информационную среду”, популяризовав информационные ресурсы, которые распространяют “традиционные российские духовно-нравственные ценности”, популяризировать русскую культуру и науку за рубежом, в том числе почему-то “для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов”.
Нашлось место и для медиаресурсов: в планах правительства усиленное использование различных платформ “для распространения достоверной и качественной информации российского производства”.
Все свое и безопасное
Российское информационное общество должно быть не только духовно-нравственным, но и по возможности автономным — как с точки зрения функционирования, так и с точки зрения производства оборудования. Так, планируется обеспечить “устойчивое, безопасное и независимое функционирование российского сегмента сети «Интернет», а рынок “насытить доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами российского производства”. Особое внимание уделяется “единству государственного регулирования, централизованному мониторингу и управлению функционированием информационной инфраструктуры РФ”.
Российское информационные технологии, впрочем, нужно не только развивать, но и активно, местами безальтернативно (в госорганах, компаниях с государственным участием, органах местного самоуправления) внедрять, обеспечивая “технологическую и производственную независимость и информационную безопасность”.
Новыми в стратегии 2017 года стали и пункты о защите от различных угроз как граждан, так и государства. Планируется непрерывно отслеживать и анализировать угрозы, возникающие с внедрением новых информационных технологий “для своевременного реагирования на них”, а также создать и развивать системы “нормативно-правовой, информационно-консультативной, технологической и технической помощи в обнаружении, предупреждении, предотвращении и отражении угроз информационной безопасности граждан и ликвидации последствий”.
Более того, стратегия нацелена на то, чтобы “исключить анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей в сети “Интернет”. Все это обосновывается необходимостью выработать “систему доверия”, гарантирующую конфиденциальность и личную безопасность пользователей.
Больше законов
Множество пунктов посвящено и развитию законодательства в сфере информационных технологий, так что на уменьшение количества законопроектов, стремящихся зарегулировать интернет, надеяться не приходится.
Правительство хочет “совершенствовать механизмы законодательного регулирования не только СМИ, но и других “средств обеспечения доступа к информации”, которые по некоторым признакам могут быть отнесены к ним: интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты в сети «Интернет» и даже мессенджеры.
Нормативно-правовое регулирование собираются налаживать и в сфере обеспечения безопасной обработки информации, и в сфере упорядочивания алгоритмов обработки данных и доступа к ним, и касательно персональных данных.
Если в предыдущей стратегии особо оговаривалось, что документ учитывает основные положения международных соглашений, то новая только упоминает об их существовании. Более того, одной из задач развития — “отстаивать суверенное право государства определять информационную, технологическую и экономическую политику в национальном сегменте интернета”.
Заметим, что цели предыдущей стратегии так и не были достигнуты в полном объеме. Так предполагалось, что к 2015 году в международных рейтингах в области развития информационного общества Россия должна окажется в первой двадцатке, по факту же в 2015 году она занимала только 45-е место.
А пункт “обеспечить надежность и доступность услуг связи в России, в том числе в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах” пришлось включить и в программу 2017 года, хотя уже в 2015 году уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий должен был составлять 100 процентов.
Новый перечень показателей реализации стратегии и сам план ее реализации правительство должно утвердить до 1 октября 2017 года.
Подготовила Катерина Яковлева
Источник: «Лениздат.ру»