Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Новая информационная Россия — духовно и автономно

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

Судя по новой стратегии развития российского информационного общества, которая была опубликована 10 мая, российский интернет и СМИ ждет дальнейшее урегулирование, ликвидация анонимности, обособление и повышенная духовность и нравственность.

Новая стратегия развития сменила принятую еще в 2008 году. Строго говоря, смены она требовала еще в 2015 году — именно тогда должны были быть проверены контрольные значения показателей развития. Однако документ задержался на полтора года и сильно вырос в объемах и конкретике. Если предыдущая стратегия была короткой, во многом состояла из обтекаемых формулировок и была направлена в большей степени на телевидение, чем на интернет, то документ 2017 года насыщен конкретной терминологией и довольно конкретными планами.

Скрепы без фальсификаций

Кроме ожидаемых пунктов о развитии онлайн-образования, онлайн-медицины, создании единой инфраструктуры электронного правительства и Национальной электронной библиотеки, значительное внимание уделено обеспечению “приоритета российских духовно-нравственных ценностей”.

В тексте 2008 года тоже упоминается “укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании”, но вскользь и только вместе с “развитием системы культурного и гуманитарного просвещения”.

В 2017 году же среди целей формирования информационного пространства первое место занимает пункт о мероприятиях “в области духовно-нравственного воспитания граждан”. Дальше стратегия предписывает “сформировать безопасную информационную среду”, популяризовав информационные ресурсы, которые распространяют “традиционные российские духовно-нравственные ценности”, популяризировать русскую культуру и науку за рубежом, в том числе почему-то “для противодействия попыткам искажения и фальсификации исторических и других фактов”.

Нашлось место и для медиаресурсов: в планах правительства усиленное использование различных платформ “для распространения достоверной и качественной информации российского производства”.

Все свое и безопасное

Российское информационное общество должно быть не только духовно-нравственным, но и по возможности автономным — как с точки зрения функционирования, так и с точки зрения производства оборудования. Так, планируется обеспечить “устойчивое, безопасное и независимое функционирование российского сегмента сети «Интернет», а рынок “насытить доступными, качественными и легальными медиапродуктами и сервисами российского производства”. Особое внимание уделяется “единству государственного регулирования, централизованному мониторингу и управлению функционированием информационной инфраструктуры РФ”.

Российское информационные технологии, впрочем, нужно не только развивать, но и активно, местами безальтернативно (в госорганах, компаниях с государственным участием, органах местного самоуправления) внедрять, обеспечивая “технологическую и производственную независимость и информационную безопасность”.

Новыми в стратегии 2017 года стали и пункты о защите от различных угроз как граждан, так и государства. Планируется непрерывно отслеживать и анализировать угрозы, возникающие с внедрением новых информационных технологий “для своевременного реагирования на них”, а также создать и развивать системы “нормативно-правовой, информационно-консультативной, технологической и технической помощи в обнаружении, предупреждении, предотвращении и отражении угроз информационной безопасности граждан и ликвидации последствий”.

Более того, стратегия нацелена на то, чтобы “исключить анонимность, безответственность пользователей и безнаказанность правонарушителей в сети “Интернет”. Все это обосновывается необходимостью выработать “систему доверия”, гарантирующую конфиденциальность и личную безопасность пользователей.

Больше законов

Множество пунктов посвящено и развитию законодательства в сфере информационных технологий, так что на уменьшение количества законопроектов, стремящихся зарегулировать интернет, надеяться не приходится.

Правительство хочет “совершенствовать механизмы законодательного регулирования не только СМИ, но и других “средств обеспечения доступа к информации”, которые по некоторым признакам могут быть отнесены к ним: интернет-телевидение, новостные агрегаторы, социальные сети, сайты в сети «Интернет» и даже мессенджеры.

Нормативно-правовое регулирование собираются налаживать и в сфере обеспечения безопасной обработки информации, и в сфере упорядочивания алгоритмов обработки данных и доступа к ним, и касательно персональных данных.

Если в предыдущей стратегии особо оговаривалось, что документ учитывает основные положения международных соглашений, то новая только упоминает об их существовании. Более того, одной из задач развития — “отстаивать суверенное право государства определять информационную, технологическую и экономическую политику в национальном сегменте интернета”.

Заметим, что цели предыдущей стратегии так и не были достигнуты в полном объеме. Так предполагалось, что к 2015 году в международных рейтингах в области развития информационного общества Россия должна окажется в первой двадцатке, по факту же в 2015 году она занимала только 45-е место.

А пункт “обеспечить надежность и доступность услуг связи в России, в том числе в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах” пришлось включить и в программу 2017 года, хотя уже в 2015 году уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий должен был составлять 100 процентов.

Новый перечень показателей реализации стратегии и сам план ее реализации правительство должно утвердить до 1 октября 2017 года.

Подготовила Катерина Яковлева

Источник: «Лениздат.ру»