Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
09.09.2016
Союз журналистов России и Центр защиты прав СМИ объявляет Второй конкурс « Большие победы маленьких людей». К участию ...

«Нравственное падение не мешает восхождению по служебной лестнице»

Артур Васильев, социолог

30.01.2009

Доступ к информации, как средство борьбы с коррупцией

Златой телец в госсекторе
Доступ к информации, как средство борьбы с коррупцией


Очевидно, что коррупция в государственном аппарате помимо прочих факторов определяется и политикой самого государства в различных областях жизни общества, в том числе, в информационной сфере. Неотъемлемым атрибутом в борьбе с коррупцией является непосредственный доступ к информации о деятельности государственных ведомств.

Я сам обманываться рад...
Российское государство остается по своей сущности бюрократическим или административным, а потому говорить о существенном влиянии общества на деятельность государственного аппарата не приходится. Тем не менее, управленцы уже не могут открыто игнорировать общественное мнение.

Не секрет, что любое бюрократическое государство стремится обеспечить закрытость деятельности своего аппарата, поставить под свой контроль каналы производства, хранения и распространения информации, навязать обществу определенную идеологию, оправдывающую власть управленческих групп, подавить инакомыслие, особенно в виде критики деятельности аппарата управления. Прямо или косвенно такая политика способствует сохранению и развитию коррупции в стране.

Общепризнанным считается, что закрытость деятельности государственных органов создает благоприятную почву для коррупции. Все антикоррупционные программы требуют обеспечить в первую очередь прозрачность деятельности аппаратов управления. Однако в России, в последние годы, закрытость работы органов государства не уменьшилась, а наоборот возросла. Аналитики считают, что ныне действующее правительство является самым закрытым. Стремление к засекречиванию легко можно объяснить приходом в аппарат управления большого количества бывших военных и работников спецслужб. Поддержания режима секретности для них - основа любой работы.

Пока дисциплина в органах власти была низкая, журналисты могли получать информацию об их работе от того или иного должностного лица в частном порядке. Сведения о коррупции, даже в самых высоких эшелонах власти, просачивались в прессу. Укрепление дисциплины - казалось бы, положительный момент - в итоге привело к росту закрытости деятельности государственных органов. Их руководство стало избавляться от тех подчиненных, которые были слишком открыты для прессы. Вынесение «сора из избы», связанное с фактами коррупции в организациях, стало рассматриваться как злостное нарушение корпоративной этики. Начальство начало больше заботиться о создании видимости «чистоты мундира».

Надежным препятствием, стоящим на пути получения обществом объективной информации о работе государственных учреждений, стали и пресс-службы, созданные почти при всех государственных органах. Они избавляют государственных чиновников от необходимости лично отчитываться о своей деятельности перед журналистами и населением.

ИДЕМ К ЦЕЛИ. НО ДОЛГО
Есть и другая сторона медали. В России, большая часть государственных служащих в работе руководствуются не положениями закона, а приказами начальства. Да и власти не спешат принимать нормативные акты о доступе населения к информации о деятельности государственных органов. Только в последние месяцы 2008 года ситуация изменилась к лучшему.

В декабре 2008 вышел в свет Федеральный закон «О противодействии коррупции». Законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Хотелось бы верить, что и соответствующие органы будут плодотворно работать, руководствуясь положениями данного закона.

Но вот что интересно, закон обязывает служащего уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений и в случае невыполнения возложенной обязанности - ему грозит увольнение с государственной или муниципальной службы, либо привлечение его к иным видам ответственности. В то же время, гражданин вправе обратиться в соответствующие органы с заявлением о покушении на дачу взятки добросовестному служащему, отказавшему ему в предоставлении каких- либо услуг (законно отказавшего). Данному гражданину по уголовному законодательству Российской Федерации ничего не грозит (примечании к ст. 291 УК России), а вот служащему, добросовестному служащему?

Ещё один шаг в борьбе против коррупции - Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», который вступит в силу 1 января 2010 года. Закрепленные им принципы в целом заслуживают положительной оценки, однако существенным недостатком является слабая проработка норм, направленных на защиту прав и устанавливающих ответственность за ненадлежащее исполнение положений законопроекта. Если учесть тот факт, что функции контроля закреплены за теми же субъектами, на которые возложена обязанность по исполнению норм законопроекта, то все положительные аспекты нового документа могут быть сведены на нет отсутствием гарантий, четких мер ответственности и эффективного механизма защиты законных прав. Если же исправить эти недоработки, то законопроект может стать главным оружием в борьбе против коррупционного беспредела.


Константин Игнатьев

Источник: http://www.svobodainfo.org/info/page/?tid=633200005