Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
09.09.2016
Союз журналистов России и Центр защиты прав СМИ объявляет Второй конкурс « Большие победы маленьких людей». К участию ...

«Некоторые люди слушают собеседника только для того, чтобы возразить»

Болеслав Вольтер, д.т.н., профессор

26.11.2010

Патент на радиорекламу?

В редакции «Радио-Воронеж», осуществляющую уличное вещание на центральных улицах города, пришло необычное письмо из Москвы от представителей ООО «С-Радио», которое, в частности, занимается наружным вещанием на Новом Арбате. В тексте содержалась настоятельная просьба заключить с вышеупомянутым ООО договор «на использование патента-лицензии на уличное наружное вещание», либо прекратить использовать это «изобретение».

Авторы письма утверждали, что этот вид деятельности запатентован компанией ООО «С-Радио» в 2004 году, и использование его без заключения договора с патентообладателем является нарушением закона.

Руководству воронежской радиокомпании было от чего придти в недоумение: наружное радиовещание, которое в нашей стране началось еще в 1920-е годы, оказывается, запатентовано в 2004 году некой московской фирмой. Получается, все редакции проводного радио должны заключать договоры и платить роялти «С-Радио»? За консультацией работники радиостанции обратились в Центр защиты прав СМИ.

Юристами Центра в базе данных Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам действительно был найден патент, упоминаемый в письме. Однако его содержание оказалось не совсем таким, как указывалось в тексте.

Формула изобретения, приведенная в патенте, выглядит следующим образом: «Способ рекламирования, включающий радиовещание, содержащее элементы привлечения внимания слушателей к рекламным сообщениям, отличающийся тем, что радиовещание осуществляется путем передачи радиосигнала по проводной системе на открытой местности, а рекламная информация передается как мини-спектакли продолжительностью 30 с, а после каждой рекламной информации звучит музыка».

Здесь, конечно, удивителен сам факт того, что Роспатент зарегистрировал подобное изобретение, ведь за таковое сочли довольно распространенный вид рекламирования посредством передачи мини-спектаклей через уличное радиовещание. А согласно ст. 1350 ГК РФ изобретению представляется правовая охрана, толькo если оно считается новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Исходя из приведенного выше описания, вряд ли уместно говорить о принципиальной новизне такого вида рекламирования и называть его изобретением. Поэтому есть обоснованные сомнения, что такой патент переживет хотя бы одно судебное разбирательство.

Но, тем не менее, на сегодняшний день он существует, и с этим необходимо считаться. Однако уже из описания формулы «изобретения» видно, что авторы письма в редакцию воронежской радиостанции решили почему-то не упоминать его целиком. По крайней мере, о «30-секундной рекламе в виде мини-спектакля» там не упоминалось ни слова. А ст. 1354 ГК РФ говорит о том, что «охрана интеллектуальных прав на изобретение или полезную модель предоставляется на основании патента в объеме, определяемом содержащейся в патенте формулой изобретения…». Иными словами, речь идет о защите именно такого изобретения, которое описано в формуле: с рекламными мини-спектаклями в течение 30 секунд, после которых звучит музыка.

От этого статус изобретения, которым владеет «С-Радио», начинает выглядеть еще более уязвимо с точки зрения здравого смысла. Выходит, что если рекламный мини-спектакль длится не 30 секунд, а 28, - это уже не охраняется патентом и фактически является новым изобретением? Или, скажем, если после рекламы звучит не музыка, а голос диктора?

По результатам анализа претензий юристами Центра защиты прав СМИ было рекомендовано считать требования ООО «С-Радио» неправомерными, а от заключения договора редакции «Радио-Воронеж» предложено отказаться. Патентообладателю (который представителем ООО «С-Радио» почему-то в переписке с воронежской редакцией упорно назывался как «патента обладатель», не считая еще пары-тройки ошибок к правовых терминах в тексте письма), было направлено письмо с отказом от заключения договора.

Как стало известно в дальнейшем, аналогичные «письма счастья» получали от «С-Радио» и другие редакции радиопрограмм уличного проводного вещания в различных регионах страны. Интересно, многих ли удалось ввести в заблуждение такому «патента обладателю» и заработать на этом?