Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
09.09.2016
Союз журналистов России и Центр защиты прав СМИ объявляет Второй конкурс « Большие победы маленьких людей». К участию ...

«То, что выше наших возможностей, как правило, ниже нашего достоинства»

Владимир Калечицкий, журналист

25.07.2011

Власть останется без СМИ?

Государству следует перестать дотировать средства массовой информации, заявил Дмитрий Медведев в Ганновере во время выступления на российско-германском форуме «Петербургский диалог». Это уже второй призыв президента отказаться от государственного финансирования СМИ.

Как заявил Медведев, СМИ должны существовать самостоятельно, без поддержки государства. Он уточнил, что финансовая помощь важна для выживания небольших СМИ, однако отметил, что это приводит к их зависимости от государства. Президент обратил внимание на то, что СМИ, получая деньги от региональных властей, начинают обслуживать их интересы.

Напомним, что разговоры о приватизации государственных СМИ в России начались с выступления Дмитрия Медведева 30 ноября прошлого года. В своем послании Федеральному собранию глава государства заявил, что «органы власти не должны быть владельцами «заводов, газет, пароходов».

Намерения президента подтвердил в тот же день его помощник Аркадий Дворкович. Он уточнил, что СМИ, принадлежащие государственным органам, должны быть распроданы. «Сейчас это бессмысленная трата денег. Они подлежат продаже, но сроки пока не установлены», – уточнил чиновник.

Позже Дворкович пояснил в своем твиттере, что «речь шла о региональных и местных СМИ». И действительно, Минфин в конце прошлого года сообщил, что в 2011–2013 годах правительство выделит на поддержку средств массовой информации 174 млрд рублей. В частности, будет продолжено финансирование «Российской газеты», «Голоса России», ВГТРК, телекомпании Russia Today, «РИА Новости» и ИТАР-ТАСС.

Заявление Медведева вызвало тогда недовольство ряда российских губернаторов. Тем не менее, как минимум два региона начали реструктуризацию государственных СМИ. Так, в марте этого года власти Орловской области запустили масштабную реорганизацию государственных СМИ, в рамках которой планируется объединить государственные газеты в одно издание и создать на базе районных газет единый издательский дом.

Администрация Краснодарского края недавно объявила о намерении провести приватизацию принадлежащих ей СМИ до конца 2012 года. В проекте прогнозного плана – 46 районных и городских газет, 2 радиостанции и 3 телекомпании.

Однако незадолго до второго выступления президента по поводу отказа от дотаций для СМИ стало известно, что правительство России возьмет 13 крупнейших унитарных предприятий (ФГУПов) под прямой контроль: будет назначать руководителя, определять размер перечисляемой в бюджет прибыли, согласовывать крупные сделки. В число таких организаций вошли, в частности, «Останкино», ВГТРК, ИТАР-ТАСС и «РИА Новости».

Получается, что отказываться государство будет именно от региональных СМИ – многочисленных, но в большинстве своем нежизнеспособных. При этом логику центра понять легко – бюджет действительно сэкономит большие суммы, если в поддержке региональным массмедиа будет отказано. Плюс подобная реформа вполне укладывается в либеральную позицию нынешнего президента и несомненно обеспечит ему дополнительную популярность на Западе.

Понять недовольство региональных властей призывами Дмитрия Медведева тоже несложно. Государственные СМИ сейчас – единственный рупор местной власти, без которого она себе не представляет информационного выхода к обществу. Областные, муниципальные и районные СМИ долгие годы действительно послушно обслуживали власть. И та, как правило, не умеет работать в информационном поле по-другому, у нее отсутствует опыт сотрудничества со СМИ, он заменен приказными отношениями.

В этом смысле приватизация СМИ действительно стала бы благотворным импульсом для изменения отношений между обществом, журналистикой и властью, уменьшила бы давление последней. И даже при сохранении практики «госзаказов», когда органы власти размещают в СМИ публикации о своей деятельности на платной основе, все равно бы эта была другая ситуация. Государство оказалось бы всего лишь на позициях рекламодателя – пусть и самого выгодного.

Однако всем понятно, что президентская реформа, если она будет полностью воплощена, очень сильно изменит медийную карту страны, станет для отечественной журналистики настоящей шоковой терапией. Масса изданий закроется – потому что многие из них просто неспособны приносить прибыль. Это вызовет резкий рост безработицы среди журналистов. Без информации о своем регионе останутся тысячи читателей – особенно в сельской местности, так как наиболее беззащитными и легко потопляемыми сейчас считаются районные СМИ.

Кроме того, не стоит забывать, что государственную дотацию получают и социально значимые СМИ – экологические, предназначенные для незащищенных слоев населения (инвалидов, мигрантов и т.п.). Переводить их на коммерческие рельсы невозможно в принципе.

В результате предложения президента, на первый взгляд, правильные и нужные вызывают массу вопросов и опасений. И ответа у правительства на них пока нет.

Роман Жолудь