Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
28.09.2017
В рамках мероприятия участники дискуссии расскажут об изменениях закона для СМИ за последние пару лет. 

«Обмен мнениями заканчивается тем, что каждый остается при своем»

Сергей Лузан, редактор

22.04.2016

Нечего тут агрегировать. Новости могут исчезнуть с первых страниц поисковиков

Законопроект, приравнивающий новостные агрегаторы к СМИ, прошел первое чтение, «Яндекс» и Mail.ru уже заявили, что вынуждены будут закрыть свои новостные сервисы, если закон вступит в силу. По мнению экспертов, проиграют в итоге читатели и сами СМИ, которые вместе с партнерами-агрегаторами потеряют часть своих аудиторий. Сами компании пока не комментируют законопроект — вероятно, они надеются договориться с законодателями до второго чтения.

Поправки к закону «Об информации, информатизации и защите информации», вводящие повышенный контроль за новостными агрегаторами, в январе внесли депутаты Алексей Казаков («Справедливая Россия») и Александр Ющенко (КПРФ). Согласно документу, новостные агрегаторы с посещаемостью более одного миллиона человек в сутки будут обязаны проверять достоверность информации в тех публикациях, которые они агрегируют, и нести ответственность, если в перепечатанных текстах СМИ будет нарушен закон. Кроме того, для них вводятся такие же ограничения на иностранное владение, как и для СМИ: иностранные граждане и компании не смогут владеть агрегаторами и держать более 20% акций. Закон обязывает хранить в течение шести месяцев информацию об источнике новостей. За нарушение закона компании ждет административный штраф до пяти миллионов рублей.

В отчете за 2015 год, выпущенном 21 апреля, компания Mail.ru обозначает такие изменения правил как существенный риск, отмечая: «Если законопроект будет принят в текущем виде, мы будем вынуждены реструктурировать наши сервисы агрегации новостей, приостановить или прекратить работу этих сервисов».

Компания «Яндекс» еще 25 февраля написала в своем блоге, что даже сами СМИ не несут ответственности за информацию, перепечатанную с других изданий, а новостным агрегаторам придется еще труднее. «Законопроект предполагает возложить на новостные агрегаторы больше обязанностей, чем сейчас есть у СМИ. В этой ситуации сервис Яндекс.Новости в текущем виде существовать не сможет», — предупреждаеткорпоративный блог.

В компаниях Mail.ru и Google отказались давать комментарии о законопроекте и возможном закрытии новостных агрегаторов. Пресс-служба «Яндекса» не ответила на запрос «Новой газеты». Возможно, крупные игроки еще попытаются договориться с законодателями кулуарно, в рамках встреч между представителями отрасли и депутатами.

Василий Гатов, медиа-аналитики, вице-президент Российской гильдии издателей периодической печати, считает, что инициатива депутатов — очередной шаг в подавлении свободы слова.

«Смысл таких идей (равно как и с пропагандой гомосексуализма, и с запретами на информацию о самоубийствах, и с оговорками «запрещенная на территории РФ») в наивном предположении, что запрет  чего бы то ни было является эффективным способом борьбы, — говорит Гатов. — Депутатам не нравится информационное поле — они решают отрегулировать его. Когда закон РФ о СМИ только появился, в его 4-й статье — о возможных ограничениях свободы печати и информации — было 2 строчки, соответствовавших, в принципе, обязательствам России как члена ОБСЕ и ООН в отношении гражданских прав. Сегодня эта статья — несколько страниц запретов и санкций в отношении журналистов, изданий, институтов. Но даже с таким длинным списком запретов оказывается, что неприятная власти информация попадает в глаза и уши граждан. С индустриальной точки зрения этот законопроект — бред, с точки зрения СМИ как института — глупость. С точки зрения гражданской — это очередное ограничение права на информацию. С точки зрения корпоративного права — очередное параноидальное регулирование с целью исключить иностранное влияние».

Антон Носик, интернет-эксперт, замечает, что если агрегаторы действительно перестанут работать, многим пользователям придется менять свои привычки: те, кто привык читать новости на главных страницах поисковиков, больше их там не найдут и вынуждены будут переключиться на сайты информагентств или крупных СМИ — или вовсе отказаться от новостей.

«Пусть не у всех новостных СМИ доля трафика с агрегаторов одинакова велика, но если закроют «Яндекс.Новости», просядут многие сайты, потому что миллионы людей имеют устойчивую привычку пользоваться именно этим инструментом. Многие агрегаторы интегрированы в мобильные приложения, почтовые сервисы — это значительная часть трафика.

Так что результатом будет отсечение от привычной новостной картины дня значительного числа пользователей интернета.

Около 10 миллионов человек  пользовались агрегаторами в течение последних  15 лет, они существовали, потому что люди были заинтересованы в них как инструменте. Партнерами «Яндекса» являлись 50000 СМИ».

«Условно говоря, ограничение деятельности агрегаторов — это закрытие киосков для печатной прессы. Если меньше точек продаж, объективно меньше тираж, меньше доходов, меньше эффект коммуникации, — соглашается Василий Гатов, но замечает: — С другой стороны, агрегаторы отнимали у СМИ часть читателей, которым было достаточно заголовка и краткого тизера».

«В индустрии нет такого игрока, которому закон был бы выгоден, — уверен Антон Носик. — Причем среди главных пострадавших окажутся ведущие, в том числе, государственные СМИ. У «Яндекс.Новостей», например, была иерархическая сортировка медиа, и публикации таких СМИ как «РИА Новости», «Интерфакс», «Лента», ТАСС, РБК имели приоритет — а значит, они и потеряют в первую очередь. Меньше всего от гибели агрегаторов пострадают иностранные русскоязычные  СМИ:  израильские, белорусские, украинские, так как их сообщения и прежде практически не транслировались агрегаторами, или транслировались в последнюю очередь, занимая последние строки в выдаче».

Леонид Левин, председатель комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, обещает прислушаться к представителям интернет-отрасли, но все-таки плотного общения с Роскомнадзором им, видимо, не миновать.

«На следующей неделе в Думе состоится первое заседание рабочей группы, на которое будут приглашены все крупнейшие представители индустрии, в первую очередь поисковики, чтобы подготовить поправки ко второму чтению.

Комитет рекомендовал исключить требования проверки агрегаторами сообщений, опубликованных другими СМИ, поскольку сами эти средства информации и так уже несут за них ответственность.

В то же время закон, его концептуальные цели, необходимо сохранить. Наша задача — позволить государственным органам удалять с агрегаторов уже запрещенные материалы, которые по решению Роскомнадзора должны быть сняты с сайтов, их опубликовавших, но остаются доступными в качестве порталах, скопировавших сообщение, либо в кэше поисковика».

ЧТО ТАКОЕ НОВОСТНЫЕ АГРЕГАТОРЫ

Новостной агрегатор — интернет-сервис, собирающий новости с других сайтов. Обычно новости категоризируются по рубрикам. Такие новостные агрегаторы как «Яндекс-Новости» и «Google Новости» используют автоматический метод сбора информации. Специальная программа, так называемый робот, регулярно проверяет новостные ресурсы на предмет появления новых материалов. Робот копирует заголовок и публикует у себя текст. Когда по одному инфоповоду появляются несколько материалов, они группируются в один сюжет.

Существуют и агрегаторы, где работают редакторы. Таким является новостной сервис Mail.ru и «Рамблер-Новости». Его отличие заключается в том, что они сами выбирают новости и источники информации. Более того, редакторы не просто копируют тексты с сайтов, но также самостоятельно делают выносы, подбирают иллюстрации и при необходимости дополняют информацию.

По данным TNS Russia от марта 2016 года, аудитория «Яндекс-Новостей» за месяц составляет около 24,78 млн человек. Следом идет второй по популярности ресурс «Mail.Ru». Новости на нем читают 16,69 млн человек в месяц. Аудитория Mail.Ru составляет 6,83 млн человек. Директор по интернет-исследованиям компании Инесса Ишунькина объясняет, что это уникальные посетители, поскольку при анализе данных не используются cookie-файлы, как это делает интернет-счетчики наподобие LiveInternet. Общая месячная интернет-аудитория в России, по сведениям TNS, составляет около 82 млн человек.

 

Источник: "Новая газета"

Фото: ТАСС