Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
09.09.2016
Союз журналистов России и Центр защиты прав СМИ объявляет Второй конкурс « Большие победы маленьких людей». К участию ...

«Как ни полируй глупую мысль, «блестящей» она не станет»

Виген Оганян

26.12.2016

Минкомсвязь представила требования для исполнения «закона Яровой»

Для реализации требований «закона Яровой» операторам связи и интернет-сервисам придется хранить записи звонков и содержание переписки в течение шести месяцев. Этот сценарий участники рынка считают наиболее жестким

 В пятницу, 23 декабря, Минкомсвязь представила на общественное обсуждение два проекта постановления правительства, уточняющие требования так называемого закона Яровой к операторам связи и организаторам распространения информации (к ним относятся, например, сервисы электронной почты, социальные сети с возможностью обмена сообщениями, интернет-площадки с форумами).

«Закон Яровой» — пакет антитеррористических поправок (неофициальное название получил по фамилии одного из авторов — депутата Госдумы Ирины Яровой), который предписывает операторам и организаторам распространения информации (ОРИ) с 1 июля 2017 года хранить аудиозаписи звонков, содержание переписки и другие виды коммуникаций пользователей. Максимальный срок хранения был обозначен — до шести месяцев, но в законе оговаривалось, что порядок, точные сроки и объемы хранимого должно будет определить правительство. Президент поручил Минкомсвязи и Минпромторгу принять соответствующие нормативно-правовые акты во втором квартале 2017 года. Участники рынка рассчитывали, что в процессе подготовки уточнений срок и объем хранения могут быть снижены, поскольку при максимально допустимом периоде компании понесут колоссальные убытки. Точный размер затрат операторы готовились определить после того, как будут приняты эти документы. Летом, сразу после принятия закона, операторы «большой тройки» и Tele2 оценивали свои затраты на выполнение его требований в 2,2 трлн руб.

Сколько и что хранить операторам

В представленном на обсуждение проекте Минкомсвязь прописала требования для разных видов связи (всего в России существует 21 вид лицензий на оказание услуг связи). В первую группу вошли операторы, которые предоставляют услуги ​местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи. Они должны будут хранить содержание пользовательской коммуникации в течение шести месяцев. Вторая группа — это операторы, оказывающие «иные услуги связи», в том числе и сотовой, и компании, оказывающие услуги доступа в интернет. Для них регулятор предлагает фиксировать не срок, а объем хранимой информации.

Сотовые операторы «большой тройки» и «Ростелеком» оказывают услуги из обеих сформированных Минкомсвязью групп, а значит, будут обязаны выполнять требования и по срокам, и по объемам хранения. Для сравнения, «Т2 РТК Холдинг» (бренд Tele2) оказывает только услуги сотовой связи, а значит, будет подпадать под один вариант обязательств.

Самым сложным для анализа в проекте для опрошенных РБК участников рынка стал пункт расчета объема хранимой информации для операторов, на которых не распространяется норма по сроку хранения. Согласно документу с 1 июля 2018 года они должны будут хранить запись звонков и содержание любой переписки своих пользователей в хранилище в объеме 1 петабайт (Пбайт) на каждый гигабит в секунду (Гбит/с) пропускной способности введенного в эксплуатацию узла связи, а с 1 января 2019 года — 2 Пбайт на 1 Гбит/с. По словам руководителя пресс-службы «МегаФона» Юлии Дорохиной, исходя из среднего показателя пропускной способности сети связи в России в 150–200 Гбит/с, их компании согласно предложенному проекту необходимо будет хранить с 2018 года 150–200 Пбайт, а с 2019 года — 300–400 Пбайт информации. «Такой подход очень незначительно уменьшает прогноз, который мы давали по затратам на исполнение «закона Яровой» — но сами затраты в любом случае будут выше годовой выручки компании», — сообщила Дорохина. В третьем квартале этого года «МегаФон» оценил свои затраты на реализацию требований закона Яровой более чем в 500 млрд руб. Общая выручка оператора по итогам 2015 года составляла 313,4 млрд руб.

Измерение объема данных исходя из параметра пропускной способности узлов сети связи может привести к тому, что придется хранить сообщения дольше, чем за полгода, если следовать формуле из проекта постановления правительства, считает директор по эксплуатации «Комкор» (входит в ГК «Акадо») Михаил Медриш​. «Узлы связи имеют номинальную пропускную способность, которая практически никогда не задействуется на 100%, но все расчеты будут производиться именно исходя из максимальных значений», — говорит Медриш. Таким образом, финальный показатель требуемого к хранению объема информации всегда будет максимально возможным. Кроме того, как отмечает собеседник РБК, из проекта не ясно, как применять этот расчет к операторам платного телевидения (на этот вид связи действует лицензия оператора связи для целей телевещания), поскольку аналоговое ТВ нельзя измерить категориями ​Пбайт и Гбит/с.

Представитель Минкомсвязи отказался давать какие-либо разъяснения по документу. Представитель МТС заявил, что они пока разбираются в требованиях документа. Анализируют его и в «Ростелекоме», рассказал представитель этой компании. Представители «ВымпелКома» и «Т2 РТК Холдинга» отказались от комментариев.

Хранение в интернете ​

Для организаторов распространения информации Минкомсвязь также сохранила максимальный срок хранения — шесть месяцев.

Почтовые сервисы и мессенджеры уже сейчас хранят переписку своих пользователей гораздо дольше — любой пользователь может получить доступ к своим старым письмам, напоминает руководитель социальной сети для юристов «Закон.ру» Владимир Багаев​. Изменения в связи с уточнением министерства могут коснуться необходимости хранения, например, записей аудиозвонков, которые пользователи совершают через интернет-платформу. ​ «Трафик, который пользователи загружают в течение полугода, всегда разный. Он зависит от праздников, отпусков, работы, информационных поводов. Чтобы понять, что от нас требуется, нам нужно проанализировать всю систему, разложить, что в нее входит», — отметил директор по внешним коммуникациям Rambler & Co Матвей Алексеев.

Представители «Яндекса» и Mail.Ru Group (помимо одноименного сервиса электронной почты владеет социальными сетями «ВКонтакте», «Одноклассники» и другими ОРИ) отказались комментировать изменения. 

 

Источник: РБК