Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
09.09.2016
Союз журналистов России и Центр защиты прав СМИ объявляет Второй конкурс « Большие победы маленьких людей». К участию ...

«Нам нужна не столько свобода слова, сколько свобода после сказанного слова»

Владимир Калечицкий, журналист

17.02.2015

ЕСПЧ задал РФ вопросы по жалобе, связанной с публикациями статей о судьях

Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге направил РФ вопросы по жалобе Александра Толмачева, журналиста и владельца «Информационно-правового центра Александра Толмачева» (ИПТ) (издающего газету «Аргументы Недели Юг»), связанной с публикациями статей о судьях в Ростове-на-Дону, говорится в обнародованных судебных материалах.

Как следует из судебных материалов, в мае 2010 года в газете была опубликована статья «ЧП судейского масштаба» в продолжение серии статей с критикой в адрес определенных судей в Ростове-на-Дону. Одна из этих судей, в свою очередь, подала иск о клевете против заявителя, и статья за май 2010 года освещала слушание по данному делу.

Позднее истица начала гражданский процесс против заявителя, ИПТ и другого юридического лица, связанного с деятельностью газеты, требуя опровержения части информации, содержащейся в статье. Впоследствии истица изменила свои претензии, требуя признать клевету в другой статье «Московские «учителя» этики», опубликованной в газете в июле 2010 года.

В октябре того же года суд Ростова-на-Дону частично поддержал требования истицы, обязав заявителя и ИПТ выплатить ей свыше миллиона рублей в качестве компенсации морального ущерба. Апелляционная инстанция отклонила жалобу Толмачева на это решение, при этом снизив сумму компенсации до 214 тысяч рублей.

Второй судебный процесс против заявителя был связан с уволенной в июле 2008 года другой местной судьи, в отношении которой якобы началось предварительное расследование по факту предполагаемого взяточничества. Заявитель тогда опубликовал в газете статью «Судейская таблица умножения», в которой говорилось, в частности, об увольнении судьи и получении ею взятки.

Женщина подала в суд иск о клевете на заявителя и ИПТ после того, как газета и журнал «ПроРостов» опубликовали в сентябре 2010 года другую статью, в которой, среди прочего, также говорилось о получении ею взятки. В ноябре 2008 года суд занял сторону истицы, присудив ей компенсацию морального ущерба. Однако, когда заявитель обжаловал это решение, истица отказалась от своих претензий. В декабре 2008 года местный суд принял ее отказ, аннулировал предыдущее решение и закрыл дело.

В июне 2010 года газета опубликовала другую статью заявителя «Наследники судебной власти», в которой также говорилось о бывшей судье как бравшей взятки, после чего она опять подала в суд иск о клевете против Толмачева и ИПТ. В июле того же года истица умерла, а в ноябре 2010 года ее сын подал в суд Ростова-на-Дону от ее имени по поводу трех вышеупомянутых статей против заявителя, ИПТ и издательского дома «Глас». В феврале 2011 года суд обязал ответчиков опубликовать опровержение и выплатить истцу 500 тысяч рублей (со стороны Толмачева и ИПТ) и 250 тысяч рублей (со стороны «Гласа»). Апелляционная инстанция поддержала это решение в мае того же года.

Толмачев обратился в ЕСПЧ в июне 2011 года, ссылаясь на статью 6 (право на справедливое судебное разбирательство) и статью 10 (свобода выражения мнения) Европейской конвенции по правам человека, говорится в судебных материалах.


Источник: "РАПСИ"