Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
09.09.2016
Союз журналистов России и Центр защиты прав СМИ объявляет Второй конкурс « Большие победы маленьких людей». К участию ...

«Большая должность не делает маленькую личность значительнее»

Артур Васильев, социолог

02.11.2015

Депутаты хотят запретить российским организациям отвечать иностранцам

Запрет может относиться и к СМИ, его выполнение будет контролировать ФСБ 

В Госдуму внесен законопроект о запрете предоставлять любую информацию, за исключением ранее опубликованной, иностранным государствам и международным организациям без предварительного согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Авторы - депутаты трех фракций, члены думского комитета по вопросам собственности: Сергей Гаврилов (КПРФ), Андрей Свинцов (ЛДПР), Заур Аскендеров и Владимир Афонский (оба - "Единая Россия"). Поправки вносятся в закон "Об информации".

Проект закона запрещает предоставление информации без такого согласия "по запросам, обращениям или требованиям иностранных государств, международных организаций, иностранных и российских юридических лиц, находящихся под контролем иностранных государств либо иностранных организаций, иностранных органов власти и управления, иностранных органов и организаций, осуществляющих распорядительные, контрольные, надзорные и иные функции, без получения предварительного согласия уполномоченного федерального органа исполнительной власти".

Исключение составляет ранее распространенная информация или случаи, когда предоставление информации предусмотрено международными соглашениями России или другими федеральными законами.

О чем речь

Что имеется в виду под формулировкой об иностранном контроле и попадают ли СМИ в этот перечень, в самом тексте законопроекта не уточняется. В России работают представительства многих международных СМИ - Reuters, Bloomberg, The Wall Street Journal, Financial Times, AP, "Синьхуа" и т. д. Получается, чиновники и компании не смогут отвечать на их вопросы без разрешения ФСБ, а сами СМИ - публиковать информацию, ранее не распространенную российской организацией.

Представители российских бюро The Wall Street Journal и Financial Times от комментариев отказались. Представитель Thomson Reuters не смог оперативно прокомментировать вопрос. С представителями Bloomberg, AP и "Синьхуа" связаться пока не удалось. Неофициально руководитель редакции одного из иностранных СМИ сказал, что все же полагает, что этот проект не предназначен для ограничений работы иностранных журналистов в России. 

Попадают ли под законопроект СМИ, не очень понятно - нужно более глубоко анализировать вопрос, сейчас речь идет о правительствах других стран и связанных с ними компаниях, говорит автор Андрей Свинцов. "Это надо смотреть структуру издания. Может, издание финансируется правительством США", - говорит Свинцов.

"Последние полтора-два года на нас идет наезд - аресты имущества, связанные с делом ЮКОСа, санкционная политика. Поэтому нужно ограничить доступ американских спецслужб и компаний к информации, которая прямо не нужна для взаимодействия между странами", - объясняет депутат. В качестве примера Свинцов приводит поставку авиационных двигателей в США: "Их правительство принимает решение о санкциях, а перед этим контрагенты запрашивают информацию о структуре продукта, который они покупают: кто производит, какие элементы - в их руках вся финансовая и бухгалтерская информация и прочие данные, которые не являются секретными, но могут нанести вред, потому что санкции могут быть распространены на другие компании". Поэтому должна быть процедура, которая усложнит доступ к такой информации, потому что это наносит нам экономический вред, уверен законодатель. 

Во втором чтении планируется расширить законопроект, разграничив информацию и степень ответственности - за что-то можно ввести и уголовную ответственность, продолжает депутат. "Сейчас речь идет только о компаниях, мы быстро внесли проект, потому что это срочный вопрос, но нужно расширить его и уточнить - например, подумать и о должностных лицах, будут ли лишать их полномочий", - рассказал парламентарий.

"Государство берет на себя ваши риски, риски бизнеса", - объясняет автор Сергей Гаврилов. "Имеется в виду только экономическая информация, СМИ этот законопроект не будет касаться. В США иностранное государство точно так же не может получить никакие сведения от ФМС без соответствующего разрешения", - говорит депутат, уточняя, что кроме ФСБ выдавать разрешение будет и Министерство юстиции. Комитет по собственности выступит соисполнителем по законопроекту вместе с комитетом по информационной политике и комитетом по конституционному законодательству. "Мы сейчас принимаем ряд законопроектов, которые обеспечивают санкционный иммунитет, это служит страховкой. Скорее всего, правительство поддержит эти меры", - уверен Гаврилов.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что речь идет как об информации ограниченного доступа, так и об общедоступной информации, которая не была ранее опубликована. По словам сотрудника спецслужбы, к информации ограниченного доступа относится, во-первых, информация, содержащая гостайну, а во-вторых - коммерческую тайну, служебную тайну (информация с грифом ДСП), подробные сведения об изобретении, персональные данные, тайну усыновления и тайну следствия. По его словам, органом, который будет разрешать предоставлять эту информацию иностранным организациям, будет ФСБ или режимные органы в ведомствах. Получить комментарий ФСБ не удалось.

"Законопроект не видел и не читал, прокомментировать пока не смогу", - заявил председатель комитета по конституционному законодательству единоросс Владимир Плигин.

За предоставление  информации по запросам иностранных государств (кроме случаев, влекущих уголовную ответственность) предусмотрен административный штраф: на граждан - в размере от 50 000 до 100 000 руб., на должностных лиц - от 600 000 до 1 млн руб. или дисквалификация на срок до трех лет, на юридических лиц - от 1 млн до 10 млн руб.

Авторы отмечают, что административная и судебная практика по делам о трансграничном предоставлении информации такова, что "государственные органы и уполномоченные ими организации ряда стран (в первую очередь США) зачастую игнорируют международные соглашения, направляя напрямую запросы о предоставлении информации, относящейся к деятельности компаний других стран, и придавая таким запросам в соответствии со своим законодательством характер обязательных к исполнению требований, нарушая, таким образом, существующий порядок".

Депутаты ссылаются на международный опыт трансграничной передачи информации ограниченного доступа, "относимой законодательством к государственной, финансовой, коммерческой тайне или приравненной к ней": такие ограничения, пишут они, действуют во Франции, Китае, Германии, Австрии, Италии и других странах.

Такой порядок вещей вполне соответствует сложившейся международной практике - ограничение передачи информации за пределы страны широко практикуется во многих странах, говорит заместитель директора по научной работе юридической группы «Яковлев и партнеры» Анастасия Рагулина.

«Законопроект можно было бы поддержать, если бы он касался только строго определенных сведений, а не вообще любой информации, иначе это будет губительно для бизнеса. Более того, вводимый законопроект не должен противоречить статье 23 Конституции РФ о тайне переписке, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений», - отмечает юрист.

Безусловно, предлагаемые ограничения в обмене информацией не способствуют развитию бизнеса с иностранными партнерами, соглашается адвокат, заместитель председателя коллегии адвокатов «Де-юре» Антон Пуляев. Необходимо понимать, что административный штраф для юридических лиц до 10 млн руб. создает благодатную почву для злоупотреблений и может использоваться как «дополнительный рычаг» давления на бизнес, подчеркивает юрист.

 

Источник: "Ведомости"