Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
09.09.2016
Союз журналистов России и Центр защиты прав СМИ объявляет Второй конкурс « Большие победы маленьких людей». К участию ...

«Народ живет под контролем государства. А должно быть наоборот»

Болеслав Вольтер, д.т.н., профессор

Материалы дела №2: Оспариваемая публикация

Газета «Воронежский курьер»,  № 21 (2221)  от 26 февраля 2005 года
ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР ИМЕНИ ЗВЕРЕВА

Олег КОТИН

О печальной судьбе старого здания Воронежского академического драматического театра им. А. Кольцова знает, пожалуй, каждый воронежец. И если даже не ведает всех подробностей этой, вот уж действительно драматической истории его реконструкции, то все равно нынешний внешний облик исторического здания вряд ли вызовет у кого хоть малую толику оптимизма. Предвыборные кликушества политиков всех уровней и мастей о спасении театра вряд ли можно воспринимать серьезно, тем более что карту перманентной озабоченности разрушением театрального здания братия, желающая получить всевозможные мандаты доверия, разыгрывала на протяжении многих лет столь усердно, что от столь частого употребления она (карта) вконец затерлась.

Наверное, поэтому на нынешних выборах еще ни один из кандидатов в народные избранники не заикнулся о том, что собирается добиваться восстановления старой Драмы. Короче говоря, политики потоптались на этой театральной поляне — и ушли. Теперь на эту поляну пришли коммерсанты.

В конце прошлого года «ВК» писал о том, что известный воронежский предприниматель Александр Зверев ВДРУГ изъявит желание взять в аренду сроком на 49 лет оба здания драмтеатра (старое и новое). Такое свое странное, на первый взгляд, поведение коммерсант объяснил. Разумеется пылкой любовью к искусству.

В доказательство своей преданности Мельпомене Александр Васильевич выразил готовность взять на себя все расходы, связанные с реконструкцией обветшавшего старого здания Драмы — всего около 320 миллионов рублей.

Наша газета тогда высказала предположение, что вся эта зверевская любовь к театральным подмосткам — не более чем ширма, за которой кроется крупный коммерческий расчет. Скорее всего, предприниматель собирается, отремонтировав старое здание, снова переселить туда труппу (тем более что многие актеры об этом только и мечтают), пусть, дескать, она играет свои спектакли в привычном для себя и зрителей месте. Громаду же нового здания новоявленный театральный благодетель, вероятно, будет использовать так, чтобы не только вернуть вложенные в реконструкцию средства, но и получать впоследствии внушительную прибыль. Ну, каким образом многие воронежские предприниматели извлекают эту самую прибыль, эксплуатируя учреждения культуры, мы уже знаем хотя бы на примере бывшего кинотеатра «Юность», где ныне красуется вывеска казино.

Неизвестно, то ли наша публикация возымела действие, то ли у областных чиновников имелись свои соображения насчет Александра Зверева, но его театрально-коммерческая инициатива тогда развития не получила. Как выяснилось на днях, это вовсе не означало, что энергичный коммерсант отказался от своих планов. Правда, его любовь к сценическому искусству уменьшилась ровно вдвое — теперь он желает взять в аренду только старое здание театра им. Кольцова, причем весьма любопытным способом.

Началось второе зверевское нашествие на драмтеатр следующим образом.

В последнее время воронежский мэр Борис Скрынников, отличающийся как известно, какой-то особой страстью к различного рода субботникам, вдруг стал вести беседы о бедственном положении воронежского драмтеатра. Хорошо бы и там, мол, субботничек провести... Сотрудники мэрии, привыкшие к оригинальным выходкам шефа, не возражали, а наоборот, радовались, что их тащат не на улицу разгребать лопатами снег, которого как раз навалило по пояс. Да к тому же мэр — натура увлекающаяся, загоревшись идеей, может через день про нее и забыть, так что, авось, пронесет.

Скрынников действительно забыл. Правда, только о намечавшемся субботнике, но, к сожалению, не о старом драмтеатре. В результате на свет появилась удивительная бумага за его подписью. Настолько удивительная, что ее содержание стоит воспроизвести полностью:

«Руководителю территориального управления Министерства имущественных отношений РФ по Воронежской области Э. С. Микаилову.

Уважаемый Эльхан Саранмедович!

На протяжении ряда лет старое здание драматического театра проспект Революции, 55) находящийся в аварийном состоянии и (существенно ухудшает облик центральной части города. С целью организации ремонтно-восстановительных работ просим рассмотреть вопрос о передаче вышеуказанного здания в муниципальную |собственность.

Глава городского округа Б.М. Скрынников».

Итак, муниципальная власть, находящаяся в жесточайшем финансовом кризисе, не способная разыскать средства на самые неотложные городские нужды: вдруг ни с того ни с сего решает повесить на шею дополнительную программу, да еще какую! Это что — безумный всплеск самоубийственного альтруизма? Безусловно, от Скрынникова можно ожидать всего, чего угодно, но такое — даже для него чересчур. Стало быть, не альтруизм, а определенный расчет? Только вот чей? Ба! А не пора ли нам в связи со всем этим вспомнить о предпринимателе Александре Звереве и его перманентном желании заполучить в аренду здание Кольцовского театра? Пожалуй, самое время, но для начала давайте поглядим, как отреагировал на письмо воронежского мэра начальник территориального явления Мингосимущества РФ Воронежской области товарищ Микаилов. На письме Скрынникова начерчена рукописная резолюция, адресованная заместителю Эльхана Саранмедовича М. Секову, правда без подписи: «Для ответа. Сперва пусть находят деньги для очистки дорог». Раз подписи нет; я не могу утверждать, что это писал сам Михаилов. Тогда сформулируем так: некий человек поставил резолюцию на прошении мэра, адресовав ее заместителю Микаилова. Но, исходя из сути его ответа, это человек разумный.

Но вот дальше начинается что-то весьма странное. Уже через несколько дней к директору Театра драмы Игорю Чижмакову письменно обращается другой заместитель Эльхана Микаилова — некая госпожа Турищева. Вот выдержки из ее письма: «В территориальное управление... обратились организации с предложением арендовать здание драматического театра... Территориальное управление планирует провести конкурс на право заключения договора аренды указанного выше здания...».

Вот тебе и раз. Организации. Их уже много. Какие — непонятно. Но все хотят взять в аренду драмтеатр. А территориальное управление внезапно решает это здание кому-то из них сплавить. Возникают логичные вопросы: действительно ли все эти «галочные организации существуют? А если существуют, действительно ли они решили (все сразу!) взять в аренду драмтеатр, причем почему-то одновременно со Зверевым? Или решение территориального управления о конкурсе на право аренды театра — всего лишь фикция, придуманная для того, чтобы прикрыть все того же Александра Васильевича?