Фонд «Центр Защиты Прав СМИ»
Защищаем тех,
кто не боится говорить

Правовые основы взаимодействия журналистов и пресс-служб органов внутренних дел

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Фондом «Центр Защиты Прав СМИ» либо касается деятельности иностранного агента Фонда «Центр Защиты Прав СМИ»

При освещении деятельности МВД как пресс-службы ведомства, с одной стороны, так и журналисты и редакции СМИ, с другой, имеют свой круг прав и обязанностей по отношению друг к другу. И для большей эффективности сотрудничества обе стороны должны знать, что они имеют право делать, что обязаны и какие зоны риска следует избегать при распространении информации о деятельности правоохранительных органов, о конкретных уголовных делах и о гражданах, фигурантах уголовных дел и участниках следственных действий.

 

1. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 

Взаимодействие пресс-службы МВД и редакций СМИ основывается на Федеральном Законе «О полиции», Законе РФ «О СМИ», Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральном Законе «О персональных данных», УПК РФ, ГК РФ и ряде подзаконных нормативных актов.

В соответствии с действующим законодательством пресс-службы МВД вправе:

  • направлять в редакции CМИ для опубликования обязательные сообщения (о розыске подозреваемого, о реабилитации, об отказе в возбуждении уголовного дела, др.);
  • направлять в СМИ пресс-релизы;
  • давать комментарии по конкретным уголовным делам и по деятельности МВД в целом. Пресс-службы при этом обязаны:
  • отвечать на редакционные запросы о деятельности МВД в срок 7 дней (ст. 39–40 Закона РФ «О СМИ»), при невозможности ответить в срок, уведомлять об отсрочке или отказе (мотивированно) в течение 3х дней.
  • информировать о своей деятельности в любой доступной форме (пресс-релизы, публичные мероприятия, сайт, круглые столы, информационные стенды и т. д.);
  • реагировать на публикации о совершенных преступлениях в пределах своей компетенции.

В свою очередь редакции СМИ вправе:

  • использовать пресс-релизы при подготовке материалов о деятельности МВД;
  • направлять журналистов для участия в публичных мероприятиях, проводимых органами внутренних дел, в том числе, в пресс-конференциях, брифингах и т. д.;
  • направлять запросы в органы МВД (в порядке ст. 39–40 Закона РФ «О СМИ»);
  • аккредитовать журналистов при ГУ МВД (в порядке ст. 48 Закона РФ «О СМИ») при наличии у них правил аккредитации;
  • публиковать (распространять) материалы о преступности, конкретных расследуемых преступлениях, о поиске пропавших лиц и разыскиваемых подозреваемых, о деятельности органов в целом.

Редакции СМИ обязаны:

  • опубликовать обязательные сообщения бесплатно и в указанный срок, без внесения правки о реабилитации и об отказе в возбуждении уголовного дела, в соответствии по ст. 35 Закона РФ о СМИ;

Журналисты вправе:

  • посещать органы и учреждения (их пресс-службы), участвовать в их мероприятиях, в том числе в пресс-конференциях (ст. 47 Закона РФ «О СМИ»);
  • знакомиться с материалами уголовных дел после завершения предварительного расследования с разрешения следователя;
  • осуществлять фото- и видеосъемку места происшествия,
  • Осуществлять фото- и видеосъемку мероприятий (пресс-конференций) МВД (ст. 47 Закона РФ «О СМИ»);
  • использовать пресс-релизы при подготовке материалов для публикации;
  • подготавливать, публиковать (распространять) материалы о преступности, конкретных уголовных делах, о деятельности сотрудников органов внутренних дел и МВД в целом (ст. 47 Закона РФ «О СМИ»).

 

2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ 

В ряде случаев при распространении сведений не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, главный редактор, журналисты и редакция СМИ не будут нести ответственности за распространение вышеперечисленных сведений.

Данные случаи предусмотрены ст. 57 Закона РФ «О СМИ». В части публикации сведений, полученных от органов внутренних дел, журналист, главный редактор и редакция СМИ будут освобождаться от ответственности:

1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях пресс-служб органов внутренних дел (к таким относятся сообщения о реабилитации, сообщения об отказе в возбуждении уголовного дела);

2) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб органов внутренних дел (применительно к этому случаю совет — храните полученный пресс-релиз (сделайте скриншот сообщения пресс-службы на сайте соответствующего органа). В противном случае, пресс-служба может отказаться от факта распространения информации в СМИ, и редакция СМИ будет вынуждена понести всю ответственность за спорные сведения. К данному пункту теперь относятся и сведения, содержащиеся в интервью должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений, официальных представителей их пресс-служб. Постановлением Пленума Верховного Суда РФ о применении Закона РФ о СМИ теперь интервью чиновников приравнены к ответу на запрос информации.);

3) если они являются дословным воспроизведением фрагментов официальных выступлений должностных лиц (Следует обратить внимание, что согласно позиции Верховного Суда РФ, высказанной в Постановлении Пленума о применении Закона о СМИ, имеет существенное значение имело ли должностное лицо полномочия на выступление от имени представляемого им органа, организации, общественного объединения, и можно ли данное выступление признать официальным с учетом времени, места и темы выступления. К официальным, например, следует относить выступления должностного лица на заранее запланированном заседании, проведенном с участием журналистов в специально выделенном помещении в здании соответствующего органа, организации, общественного объединения и в соответствии с утвержденной повесткой дня. Если судом будет установлено, что должностное лицо не было уполномочено на официальное выступление и выражало лишь свою собственную точку зрения (о чем было известно журналисту), то редакция, журналист не будут освобождены от ответственности за дословное воспроизведение такого выступления.).

При этом важно понимать, что освобождение от ответственности не означает, что в случае возникновения спора на редакцию и на журналиста вообще не подадут в суд. Иск подать могут, а вот уже в суде редакция должна будет доказать что в данном случае есть то или иное обстоятельство, в связи с которым редакция и журналист должны быть судом освобождены от ответственности.

 

Источник: Центр защиты прав СМИ