Центр Защиты Прав СМИ
учреждён в 1996 году
09.09.2016
Союз журналистов России и Центр защиты прав СМИ объявляет Второй конкурс « Большие победы маленьких людей». К участию ...

«Выходя из себя становишься беззащитным»

Тамара Клейман, журналист, литератор

23.09.2013

Права журналиста при освещении выборов

Работа журналистов при освещении выборов в нашей стране, как показал опыт предвыборных кампаний 2011 и 2012 годов, оказывается не менее опасной и полной ограничений. Мы не будем брать те 28 дней официальной предвыборной кампании в СМИ до дня голосования, когда взаимоотношения редакции и кандидата максимально урегулированы и непосредственно журналист оттеснен на второй план, не имея по сути возможности комментировать ход избирательной кампании, высказывать свое мнение, в том числе критическое. Мы ознакомимся с правами журналиста при посещении избирательных участков и освещении хода голосования, присутствия при подсчете голосов и освещении результатов голосования. Именно в этот момент возникают случаи незаконных ограничений прав журналистов на доступ в избирательный участок, вплоть до выдворения силами полиции.
Обратите внимание, что избирательное законодательство оперирует понятием «представитель СМИ», а не «журналист», поэтому представителем СМИ формально может быть любой штатный или внештатный сотрудник редакции, который сможет подтвердить связь с редакцией СМИ (ст. 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Нужна ли аккредитация при избирательной комиссии?

Журналисту для нахождения в помещении для голосования не требуется аккредитация. Аккредитация вообще не предусмотрена избирательным законодательством, которое четко определяет права представителя СМИ и содержит исчерпывающий перечень документов, которые должен иметь журналист для освещения работы избирательного участка. Для этого достаточно подтвердить свой статус представителя СМИ, предъявив председателю участковой избирательной комиссии редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск СМИ. Председатель либо секретарь участковой комиссии отмечает данный факт в соответствующем журнале. Журналист не вправе вмешиваться в деятельность комиссии.

Как подтвердить, что вы журналист?

Для подтверждения статуса представителя СМИ ему необходимо иметь и по первому требованию предъявить:

— редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий его полномочия представителя организации, осуществляющей выпуск СМИ (например, редакционное задание на бланке редакции, с печатью и подписью редактора);
— документ, удостоверяющий личность (мы рекомендовали бы иметь при себе паспорт, в крайнем случае — водительское удостоверение).

Примечание: Во избежание ситуаций, когда документы забираются и уносятся членами избирательной комиссии или дежурным сотрудником полиции «на проверку», следует отдельно держать оригиналы и сделать копии всех необходимых документов для подтверждения полномочий «представителя СМИ» (включая и паспорта). Предъявляете оригиналы из своих рук, при желании уполномоченного лица посмотреть (проверить) документы — передаете копии.

Представители СМИ вправе:

1) присутствовать на всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с протоколами об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно,
2) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно
3) получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним
4) присутствовать при подсчете голосов избирателей.
5) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение;
6) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования,
7) производить фото- и видеосъемку.
(ст. 30, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»)

Вот еще ряд полномочий представителей СМИ:

  • Комиссия сообщает о внесении уточнений в протокол об итогах голосования и (или) сводную таблицу об итогах голосования и в обязательном порядке информирует представителей СМИ (ст. 69 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 69 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).
  • Комиссия предоставляет для ознакомления итоги голосования по каждому избирательному участку, территории, на которую распространяется деятельность комиссии, результаты выборов по избирательному округу, в объеме данных, содержащихся в ее протоколе об итогах голосования и протоколах об итогах голосования непосредственно нижестоящих комиссий представителям СМИ по их требованию. (ст. 72 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»)

Из Закона о выборах Президента РФ

Территориальная избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, сообщает их представителям СМИ и передает протокол об итогах голосования в избирательную комиссию субъекта РФ (ст. 21 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»)
На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с избирательными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители СМИ (ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).
Представители СМИ вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. (ст. 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»)
Представители СМИ, присутствующие при голосовании и подсчете голосов избирателей в участковых избирательных комиссиях, вправе носить нагрудные знаки, не содержащие признаков предвыборной агитации, с указанием своего статуса, своих фамилии, имени и отчества (ст. 23, Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»)
О внесении уточнений в протокол об итогах голосования участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует представителей СМИ (ст. 69, Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «О выборах Президента Российской Федерации»).
О внесении уточнений в протокол и (или) сводную таблицу территориальная избирательная комиссия в обязательном порядке информирует представителей средств массовой информации. (ст. 74, 75 Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ (ред. от 25.07.2011, с изм. от 20.10.2011) «О выборах Президента Российской Федерации»)
Заверенные копии протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации и сводной таблицы предоставляются всем членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, представителям средств массовой информации, присутствовавшим при определении результатов выборов Президента Российской Федерации. (ст. 76, Федеральный закон от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»)
О внесении уточнений в протокол о результатах выборов Президента РФ и (или) сводной таблицы ЦИК РФ в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей СМИ (ст. 76 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»)
Итоги голосования по каждому избирательному участку, каждой территории, каждому субъекту Российской Федерации в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих избирательных комиссий и непосредственно нижестоящих избирательных комиссий, предоставляются для ознакомления любым представителям СМИ по их требованию незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования, о результатах выборов членами той избирательной комиссии, в которую поступило такое требование (ст. 79 Федерального закона от 10.01.2003N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»).

Право на ведение скрытой съемки.

Журналисту следует помнить о предоставленном ему праве осуществлять скрытую фото- и видеосъемку, действуя в защиту общественного интереса (ст. 50, Закон РФ «О средствах массовой информации»). Сам процесс производства скрытой съемки не является нарушением, но распространять сообщения и материалы, подготовленные с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается только в случаях прямо оговоренных в ст. 50 Закона РФ о СМИ:
1) если это не нарушает конституционных прав и свобод человека и гражданина;
2) если это необходимо для защиты общественных интересов и приняты меры против возможной идентификации посторонних лиц;
3) если демонстрация записи производится по решению суда.

Основные различия в правах журналиста и наблюдателя могут быть сведены к следующему:

Наблюдатель вправе обжаловать действия комиссии, журналисту такого права не предоставлено;
Журналист может вести фото-, видеосъемку (о чем нет ни слова в полномочиях наблюдателя);
Кроме того, наблюдатель может осуществлять свои права только в той избирательной комиссии, в которую он направлен штабом, партией, кандидатом. Журналист же может присутствовать в любой избирательной комиссии (на любом избирательном участке), перемещаться между ними в любом регионе России.
© Подготовлено
Юридической службой
Центра защиты прав СМИ
www.mmdc.ru
+7 473 220-46-97
+7 473 277-83-00
+7 473 277-82-26
Вы можете написать нам по почте mail@mmdc.ru
или через сервис «Горячая линия» на сайте Центра www.mmdc.ru.